Блаженный Иоанн Максимович

Музей Иоанна Чудотворца продолжает знакомить почитателей святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского с первоисточниками, посвященными жизни и подвигу этого дивного святого ХХ века. 

Американские отцы Герман (Подмошенский) и Серафим (Роуз) при написании предлагаемой Вам книги «Блаженный Иоанн Максимович» использовали как опубликованные свидетельства, так и устные сообщения. Поэтому важность и своевременность их работы трудно переоценить. 

В этот период на их глазах уходили из жизни важнейшие свидетели, самовидцы подвига Шанхайского Чудотворца. Так, в 1968 году скончалась многолетняя сотрудница и доверенное лицо святого Владыки — Мария Александровна Шахматова, обладавшая бесценными сведениями о жизни Иоанна Чудотворца. 

Таким образом, сохранение и распространение всех полученных знаний о святом стало важнейшей задачей авторов. 

Нельзя не испытывать волнение, когда держишь в руках этот ценнейший раритет. Однако эксперты Музея Иоанна Чудотворца, ознакомившись с текстом труда, пришли к выводу о нецелесообразности публикации книги в первозданном виде. 

Дело в том, что все факты, добытые с таким трудом американскими исследователями, давно разошлись по всему миру и стали общим достоянием. Поэтому возникло желание дополнить оригинальный текст материалами, известными авторам сего первого жизнеописания Иоанна Чудотворца на русском языке, но по каким-то причинам не вошедшие в их труд. 

Наряду с этим в настоящее издание включены свидетельства, опубликованные после 1971 года, которые позволяют полнее воссоздать образ святого. Кроме того, основной текст подвергся более дробному делению. Сделано это для удобства читателя и для того, чтобы показать приоритет авторов во многих темах, более разработанных другими исследователями в последующий период. К тому же оригинальный текст не имел ни одной иллюстрации, кроме изображения на обложке. 

Предлагаемое издание нельзя отнести к разряду легкочитаемых, но мы искренне надеемся, что понесенные Вами труды будут полностью вознаграждены радостью погружения в то время, когда зарождалось почитание нового угодника Божия. 
Музей Иоанна Чудотворца

1. Столп Православия

Вот уже прошло пять лет*, как ушел ко Господу великий иерарх Христовой Церкви, жизнь которого так необычайно благоухала христианскими добродетелями и являла благодать Святого Духа. Ныне, когда уже давно появились краткие его жизнеописания** в английских, французских, голландских, греческих и других изданиях, пора кое-что предложить и по-русски об этом столпе Православия вселенского значения. 

________________

Святой Владыка скончался 19.06/02.07 1966 г. Данный специальный выпуск журнала «The Orthodox Word» весь целиком состоит из одного жизнеописания Святителя Иоанна. Он вышел в июне 1971 г. на русском языке.

**   Первое жизнеописание Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского опубликовано в Голландии на нидерландском языке в сентябре 1966 г. На русском языке выпущено Музеем Иоанна Чудотворца под названием «Единственный», 2017 г., 128 с.

2. УНИКАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

В Архиепископе Иоанне были соединены несколько видов христианского подвига, которые так редко совмещаются*: во-первых, это мужество доблестного Князя Церкви, во-вторых, аскетизм по преданию святых столпников, берущих на себя строжайшее самоумерщвление, и в третьих, по временам подвиг юродства, превосходящий собой мудрость века сего.

_____________

 Вот что писали об этом первые биографы Иоанна Чудотворца — голландские отцы: «Он был в буквальном смысле слова уникальной личностью, абсолютно единственной, потому что в нем ряд редких самих по себе качеств собрались воедино и достигли высокой степени концентрации. Больше всего в нем поражал невероятно жесткий аскетизм. Как будто заново возродился святой пустынник из первых веков христианства. Он никогда не ложился в постель, у него даже не было кровати. Спал он урывками: иногда несколько минут, стоя на молитве, или пару часов ночью, сидя на стуле. Ел он один раз в день, ближе к полуночи, и то, если ему было приготовлено, а если нет — обходился без еды. Еще большее впечатление он производил как молитвенник. Он ежедневно служил Божественную Литургию, сколько бы ни было прихожан. Разнообразные дневные молитвы читал вслух, где бы он в этот момент ни был, нередко — стоя в поезде или на корабле, среди других путешественников (потому что он много ездил). Его внимание было направлено в первую очередь на больных и одиноких, которых он навещал в самых отдаленных уголках. Его знали во всех больницах Европы как епископа, который молится у смертного одра пациента, даже если это продолжалось всю ночь». 

Из книги «Единственный», М., 2017 г.


3. ЗНАМЕНИЕ ПОБЕДЫ ХРИСТА 

В предлагаемом очерке мы не в силах предложить читателю полного жизнеописания Владыки. Мы здесь пользуемся только некоторыми выборками из материала, собранного Братством Германа Аляскинского, основанного по благословению Архиепископа Иоанна, который горячо желал, чтобы после канонизации отца Иоанна Кронштадтского* последовала канонизация отца Германа, и новый святой стал бы покровителем печатного слова Миссии.  

______________

*  Прославление Иоанна Кронштадтского в РПЦЗ состоялась 19.10/01.11 1964 г. Вот как о роли Иоанна Чудотворца в канонизации Кронштадтского пастыря вспоминает отец Герман (Подмошенский): «Канонизация батюшки Иоанна Кронштадтского готовилась еще до революции. При митрополите Анастасии был назначен уже год канонизации, но из-за того, что о. Иоанн Кронштадтский был связан с монархией, все поместные церкви в угоду коммунистам отказывались из-за страха признавать это святое дело. Когда же Митрополит Анастасий умер, снова поднимался этот вопрос. На место его должен был по старшинству стать митрополитом владыка Иоанн. Но так как у него было много врагов-завистников, то поднялась смута и архиереи разделились на два равных лагеря. К самому младшему из архиереев, недавно прибывшему из Австралии Филарету, ночью пришел владыка Иоанн и сказал: «Завтра меня изберут митрополитом, но я откажусь в твою пользу, с тем, чтобы ты, первое, что сделал, прославил о. Иоанна Кронштадтского». По утру так и было, новоизбранный митрополит Филарет заявил, что он примет крестоношение первоиерарха с условием, что будет прославлен по всему православному миру святой батюшка Иоанн Кронштадтский. Из книги «Цена святости», Русский Паломник, Москва, 2010, с. 59-60.



Теперь, когда это пожелание исполнилось*, нашим долгом является возвестить правду о житии праведника, который в наше время глубокого упадка, показал собой, что жива Святая Русь. Он как бы представлял святость её представителей. На нем явилось некое оправдание высшего назначения русского рассеяния**, явленное современному инославному и языческому миру. Для сознательно пришедших*** к святому Православию он воистину является Отцом Церкви, знамением победы Христа над тьмой. 
____________________
*  Канонизация святого Германа Аляскинского состоялась 27.07/09.08.1970 г. на острове Кадьяк на Аляске и в кафедральном соборе Сан-Франциско. Источник иеромонах Дамаскин «Не от мира сего», Москва, 2001г. с.349.
**  Речь идет о неоднократно высказываемой святителем Иоанном мысли о том, что наказывая русский народ, рассеивая его по всему миру, Господь сделал его проповедником Православия среди других народов. Впервые эта мысль, по-видимому, прозвучала в слове при наречении во епископа: «Рассеянный русский народ сделался проповедником веры во всех краях вселенной». Из книги «Слова. Иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца», Русский пастырь, Сан-Франциско, 1994, с. 22.
*** В предлагаемой Вашему вниманию работе трудно определить авторство конкретных текстов: Герман или Серафим? Но за этим автобиографическим абзацем четко просматривается фигура о. Серафима.



Дополнение к основному тексту

АМЕРИКАНСКИЙ МИССИОНЕР*

2 сентября 1982 года отошел ко Господу православный американец-миссионер иеромонах Серафим. 

Отец Серафим, в миру Юджин, Евгений Роуз (Eugene Rose), прошел короткий, но чрезвычайно интенсивный жизненный путь. 

Рожденный в 1934 году, он воспитывался в типичной калифорнийской протестантской семье. Окончив Помона-колледж, Евгений поступил на Берклейское отделение Калифорнийского университета, где получил звание магистра по китайской литературе мандаринского наречия. 

В поисках истины Евгений изучал также восточные философии и религии, что привело его к принятию буддизма. Будучи целостным человеком, Евгений посвятил себя исполнению его жизненных правил. Кроме того, он приобрел всестороннее образование, стал знатоком Шекспира, английской и американской литературы и театра. 

В университете он был оставлен в аспирантуре как кандидат на профессорскую кафедру. 

Открывшаяся перед Евгением блестящая академическая карьера была прервана неожиданным глубоким духовным кризисом. Через опыт и познание он увидел черную пустоту буддизма и других религиозных философий Востока. А в академической среде он разочаровался, видя систематическое духовное и физическое развращение молодежи, в чем калифорнийские учебные заведения были в те годы далеко впереди других колледжей и университетов.

В состоянии потерянности Евгений взмолился перед случайно замеченным им в книжном магазине на обложке образом Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом: «Если у Тебя истина, укажи мне путь, чтобы оставшиеся дни моей жизни были прожиты со смыслом»!

Вскоре после этого Евгений познакомился с выпускником Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле Глебом Подмошенским, делавшим во многих городах иллюстрированные доклады о Православии и о Русской Зарубежной Церкви. Потрясенный услышанным, Евгений под духовным руководством Глеба принял православную веру и, выучив в короткое время русский и церковно-славянский языки, целиком отдался служению Христу. 

Участвуя в каждодневных богослужениях как чтец-псаломщик в сан-францисском Скорбященском соборе, Евгений занялся изучением святоотеческих трудов и при своих блестящих способностях глубоко проникся православной верой.

С благословения приснопамятного архиепископа Шанхайского Иоанна Глеб и Евгений (к тому времени оставивший университет) посвятили себя проповеди Православия среди коренных американцев, не забывая при этом и нужды Русской Церкви. 

Открыв рядом со Скорбященским собором миссионерский книжный киоск (в котором сначала и жили), Глеб и Евгений стали издавать миссионерский журнал «Orthodox Word» и переиздавать дореволюционные книги о русских подвижниках Православия, в том числе о старцах.  

________________

*  Из книги протоиерея Романа Лукьянова «Дорога домой», составитель матушка Ирина Лукьянова, Бостон, 2016 г., 169 с.

4. МАКСИМОВИЧИ

Родиной Архиепископа Иоанна был теплый цветущий край Харьковской губернии, где в местечке Адамовка* в славной дворянской семье Максимовичей, у родителей Бориса и Глафиры родился 4/17 июня 1896 г. сын и был наречен во святом крещении Михаилом в честь Святого Михаила Архистратига Божия. Издревле фамилия дворян Максимовичей славилась на всю Россию своим благочестием и патриотизмом. Одним из самых выдающихся Максимовичей был Церковью прославленный святой Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский. Известный духовный поэт и писатель, автор замечательной книги «Илиотропион, или Сообразование Человеческой Воли с Божественной Волею», сибирский миссионер, пославший миссию в Китай, и, как при жизни, так и особенно после своей кончины, источавший множество чудес от своих нетленных мощей, которые хранятся и по сей день в Тобольске.  

______________________

*  Сегодня Адамовка находится в Донецкой области Украины.



Дополнение к основному тексту

МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ*

Родители Иоанна Тобольского: Максим и Евфросиния. Отец будущего святителя любил называть себя «Печерским» (в документах — «арендарь Печерский» или «Максим Печерский») — в признательность за то, что, арендуя мельницы и земли Киево-Печерской Лавры и местечко Печерское, нажил он свое немалое состояние. 

В семье Максимовичей будущий Владыка был первым ребенком. Впоследствии родились еще 8 братьев. Будущий святитель закончил Киевскую Академию. Постриг принял в Киево-Печерской Лавре с именем Иоанна, в честь Вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста. Был избран экономом Киево-Печерской Лавры. Затем был наместником Брянского Свенского монастыря, Архимандритом Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. В архимандриты о. Иоанн был посвящен в 1696 году в Москве. После кончины святителя Феодосия стал основным претендентом на Черниговскую кафедру. В ту пору на Украине «вольными голосами» избирали не только гетманов, но и архипастырей. В 44 года Иоанн (Максимович) стал епископом Черниговским. Отличительной чертой Владыки Иоанна было нищелюбие. 

Преосвященный Иоанн положил основание для прославление своего предшественника — Феодосия Черниговского. В память своего мгновенного чудесного исцеления велел устроить вход в погребальную пещеру блаженного Феодосия под Борисоглебским черниговским собором, а также написать живописное изображение Святителя. Напомним, что торжественное открытие мощей святителя Феодосия Черниговского, состоявшееся 9 сентября 1896 года, было первым в царствование Царя-Мученика Императора Николая Второго, а святителя Иоанна Тобольского — последним в годы правления того же Царя. 11 марта 1712 год владыка Иоанн стал Митрополитом Тобольским и всея Сибири. На этой кафедре святитель Иоанн пробыл всего 3 года. «Здесь, в суровой Сибири с особой силой проявились всегда отличавшие Святителя тихость, смирение, сострадательность, доброта и любовь к людям, безразличие звания и положения. При нем в городе было более 20 богаделен. Дома бедняков, особенно сирот, постоянными спутниками которых были нужда и горе, он знал наперечет. С особенной жалостью он относился к бедным из духовного звания, а таких в епархии было немало. Добро, следуя Евангельской заповеди, он любил творить тайно. Деньги и различные необходимые вещи и предметы посылал он часто через доверенных лиц. Но нередко делал это и сам. Но делал это потихоньку. Переодетый так, чтобы не быть узнанным, подобно святителю Николаю, он подходил к окну, тихо стучал, обычно произнося: «Приимите во Имя Иисуса Христа», и поспешно исчезал в темноте. «Был наг, и вы одели Меня; Был болен и вы посетили Меня...» Часто его видели в местах заключения. Порадовать горьких сидельцев нежданным гостинцем, утешить словом Евангельской любви — все это приносило ему самую тихую радость. 10 июня, в день священномученика Тимофея, епископа Прусского, митрополит с особой торжественностью совершил последнюю в своей жизни Божественную Литургию. Приобщился Святых Таин. Последний день земной жизни Святителя стал буквальным исполнением Слова Господня. В своих комнатах он устроил трапезу для городского духовенства и нищих, прислуживая им. После трапезы он трогательно простился с духовенством. Когда настал час вечернего богослужения, необычайное зрелище представилось взорам вошедших во внутренние келии Владыки. Предавший душу Богу Святитель Иоанн стоял на коленях перед иконой Божией Матери. При жизни Владыка отличался прозорливостью. Так, он предсказал царю Петру победу в Полтавском сражении и будущее нашествие французов на Россию.  

_________________________

*  Из книги С. В. Фомина «Последний Царский святой», Общество святителя Василия Великого, Санкт-Петербург, 2003 г., 704 с.

5. ИНОК С ДЕТСТВА

Хотя Святитель Иоанн (Тобольский) умер в начале 18-го века, но дух его как бы особо почил на его дальнем племяннике, и юный Михаил уже с детских лет был совсем особенным мальчиком. Игрушечных солдатиков превращал в монахов, крепость в монастырь. Под влиянием маленького Михаила его инославная гувернантка приняла Православие. Родительское имение в Голой Долине находилось лишь в восьми верстах от знаменитого Святогорского монастыря, где он часто бывал. Этот дивный монастырь с Афонским уставом, расположенный на лесистом берегу Северного Донца, с великолепными соборами, высокой горой Фавор, со многими пещерами, схимниками, скитами, многолюдной братией (тогда было 600 человек) – все это оставило сильное впечатление на молодом «иноке с детства». 


6. ИДЕАЛЫ ЮНОСТИ

 В своем слове при наречении во епископа Владыка так говорит о своей юности: «С первых дней, что начал сознавать себя, желал служить правде и истине. Родители мои возгревали во мне стремление непоколебимо стоять за истину, и душа моя пленилась примерами тех, кто отдавал за неё свою жизнь…». Отец его был предводителем дворянства, а дядя ректором Киевского Университета, подобная светская карьера, видимо, готовилась и Михаилу. В 1914году он окончил Полтавский Кадетский Корпус и поступил в Харьковский Университет на юридический факультет, который закончил в 1918 году. Но сердце его стояло далеко от мира сего. 


7. НАУКА НАУК

 Говорят, что в его университетские годы он проводил больше время за чтением жития святых, чем посещением лекций, хотя учился превосходно. Он именно «изучил и выучил» православных святых на университетском уровне: усвоил их миропонимание и их житейскую ориентацию, вошел в их психологию, изучил разновидность их деятельности, и подвига, и молитвенного делания, словом, он всей душой полюбил их и проникся их духом. «Изучая светские науки», говорит он в том же вышеупомянутом слове, «я все больше углублялся в изучение науки из наук, в изучение духовной жизни». 



Дополнение к основному тексту

ВЕЛИКИЙ ЭРУДИТ

Эта цитата приведена по памяти в подлиннике «в изучение науки наук» («Слова» Сан-Франциско, 1994, с.17). Здесь мы видим элемент полемики Шанхайского Владыки со своим бывшим профессором по кафедре церковного права Харьковского университета М. А. Остроумовым. Профессор Остроумов читал юристам курс логики «в связи с теорией познания», исходя из той мысли, что студентам таких ученых учреждений, как университет, подобает всем ознакомиться «с наукою о науке» (то есть о научном знании). По-видимому для святителя Иоанна это был принципиальный вопрос. Это его кредо. Для Иоанна Чудотворца наукою наук являлись не новейшие методы и теории познания, а изучение духовной жизни.  

В этой связи вспоминается характеристика святого, данная его учеником по Битольской семинарии, будущим архиепископом Охридским и Македонским Михаилом: «Великий эрудит с великими знаниями. Но самое главное — это то, что он жил духовно. Разум у него имел второстепенное значение. Его душа, его сердце были наполнены благодатью Святого Духа, и это все чувствовали».  

Читать следующие главы 16 июля


Набор "Блаженный Иоанн Максимович"

Новинка
картинка Набор "Блаженный Иоанн  Максимович" от магазина Одежда+
картинка Набор "Блаженный Иоанн  Максимович" от магазина Одежда+
картинка Набор "Блаженный Иоанн  Максимович" от магазина Одежда+
картинка Набор "Блаженный Иоанн  Максимович" от магазина Одежда+
картинка Набор "Блаженный Иоанн  Максимович" от магазина Одежда+
картинка Набор "Блаженный Иоанн  Максимович" от магазина Одежда+
картинка Набор "Блаженный Иоанн  Максимович" от магазина Одежда+
картинка Набор "Блаженный Иоанн  Максимович" от магазина Одежда+
картинка Набор "Блаженный Иоанн  Максимович" от магазина Одежда+
картинка Набор "Блаженный Иоанн  Максимович" от магазина Одежда+
580 руб.
Количество
шт

В набор входит:

1. Книга "Блаженный Иоанн Максимович" - 350 руб
Удивительные истории помощи Иоанна Чудотворца пожилым и одиноким людям.

2. Акафист Иоанну Чудотворцу (Автора о. Серафим Роуз и о. Герман Подмошенский) - 50 руб.

3. Елей (масло) из лампады от мощей Святителя Иоанна Шанхайского Чудотворца (разлито в Даниловском монастыре) - 100 руб.

4. Иконочка на булавочке (значок) - 50 руб.

5. 1 шт. икона с изображением Святого - 15 руб.

6. 1 шт. фотография Святых Мощей Иоанна Шанхайского - 15 руб.

Набор "Блаженный Иоанн Максимович"
580 руб.

Складень Иоанн Чудотворец и Николай Чудотворец 140х180

  2 400 руб.
шт

Икона зеленая 90х110

  300 руб.
шт

Икона зеленая 140х180

Материал
МДФ
  999 руб.
шт

Икона золотая 140х180

Материал
МДФ
  999 руб.
шт

Икона Аналойная зеленая 240х300

Материал
МДФ
  2 999 руб.
шт

Икона Аналойная золотая 240х300

Материал
МДФ
  2 999 руб.
шт

Икона Храмовая зеленая 300х400 мм.

Материал
МДФ
  4 900 руб.
шт
Новинка

Икона Храмовая золотая 300х400 мм.

Материал
МДФ
  4 900 руб.
шт

Акафист Иоанну Чудотворцу

  50 руб.
шт

Житие

Святителя Иоанна (Максимовича)
Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Будущий архиерей Божий родился 4/17 июня 1896 г. в дворянской семье Максимовичей на юге России в Харьковской губернии Изюмского уезда в родовом имении Адамовка. Благочестивые родители - Борис Иванович и Глафира Михайловна, нарекли своего первенца Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил. От своего архангела дивный младенец был наделен невиданной духовной силой, смирением и отвагой.

По рождению Михаил принадлежал к славному малоросскому роду Максимовичей, давшему России святителя Иоанна - митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца. Святой прапрадед Михаила с самого юного возраста зорко наблюдал из небесных обителей за своим сродником и непрестанно промышлял о нем. Отрок рос на бескрайних просторах, где среди живописных холмов и небольших водоемов уютно расположилось его родовое гнездо. Святоотческие и семейные предания были той духовной пищей, на которой быстро возрастал Михаил. С раннего возраста он возлюбил уединение и ночную молитву.

Пройдя домашнее обучение, Михаил продолжил семейную традицию и поступил в Полтавский кадетский корпус. Новый образ жизни и новые товарищи не смогли изменить укорененный в благочестии характер блаженного отрока. По-прежнему у него на первом месте был Господь, которому он неустанно угождал. Учеба в кадетском корпусе укрепила еще более и без того сильный характер благочестивого отрока. Юный кадет имел правильное устроение, внутри него сложилась четкая и верная иерархия ценностей, которой он следовал, не взирая на лица и обстоятельства. Однажды, идя в парадном строю, он нарушил его, перекрестившись на собор. За что получил от начальства взыскание.

Душа его непрестанно стремилась к высшему, небесному, и поэтому весьма естественным было желание Михаила после окончания кадетского училища поступить в духовное учебное заведение. Но родители блаженного юноши были против, и Михаил, подобно юному Варфоломею, будущему игумену земли Русской, преподобному и богоносному отцу нашему Сергию Радонежскому, исполнил родительскую волю. Согласно желанию родителей Михаил Максимович поступил на юридический факультет Харьковского Императорского университета.

В университете, как прежде в Адамовке и кадетском училище, студента Максимовича отличало сугубое благочестие. Прекрасно успевая по всем специальным предметам, он все более углублялся в изучение науки всех наук – богословия. Как и в детские годы, любимым чтением благочестивого студента были жития святых, которые он изучал еще более глубоко и осознанно.

Окончание университета совпало с наступлением нового Смутного времени в России. Но и в этот период для Михаила по-прежнему на первом месте оставалась Церковь Божья. Он жил и страдал вместе с Матерью-Церковью. Ревность по Бозе, выделявшая блаженного юношу, позволила выдвинуть юного подвижника, наряду с маститыми почетными гражданами г. Харькова, в одну из первых двадцаток – церковный совет из мирян при Храме Божьем.

Ревностно отстаивая церковное имущество, Михаил не единожды был заключен в узы. Уже в то время он был готов пострадать за правду Божью и, если на то будет воля Божья, принять мученический венец. Молитвенно сопереживая житиям святых, Михаил знал о всех многочисленных, в том числе и особо изощренных, пытках, которым подвергались святые мученики. Но любовь ко Господу, которого он возлюбил от младенчества своего, вменяла ни во что эти временные, земные муки. Святая душа юноши желала скорее соединиться с возлюбленным им Господом, он жаждал мученического венца как самого прямого и верного пути в Царствие Божье.

Но Господь Бог уготовал ему иную судьбу…

Сердцеведец Бог, испытав юного подвижника, готового пострадать за правду, возвел его на новую ступень послушания. 

Родители блаженного исповедника, осознав, что они могут потерять своего возлюбленного сына, решили бежать от этих ужасов безбожия. Так Промыслом Божьим семья Максимовичей оказалась в Сербии. 

О, горькая беженская доля!.. Но Господь Бог и из самого плохого легко творит добро, претворяя печаль в радость. В Сербии исполнилась заветная мечта Михаила – он поступил на богословский факультет Белградского университета. Приобретая бесценные богословские знания, Михаил проходил новый искус: нужду и бедность. Чтобы помочь семье он продавал газеты. Постоянно переутомленный, он не редко засыпал на лекциях.

Епископ Иоанн со студентами Битольской семинарии, Битола, Македония, 1934 г. Фотография любезно педоставлена Александром Гулевским, Македния

По окончании Белградского университета Михаил был пострижен в монашество и затем посвящен во иереи. Молодой иеромонах становился духовным наставником семинарии г. Битоль Охридской епархии. В монашестве Михаил получил новое имя, в честь своего сродника, святителя Иоанна Тобольского. Господь определил юного отца Иоанна возделывать Его духовный цветник. Благоговейный иеромонах со всем усердием принялся за это новое послушание. Он денно и нощно пребывал со своими студентами, неустанно заботясь о них. По ночам с молитвой он обходил комнаты, в которых они спали, и благословлял каждого в отдельности и всех вместе. Так же и коллективные занятия, которые он проводил, сочетались со строго индивидуальным подходом. Такая забота и любовь молодого наставника быстро стали приносить обильные плоды. Все его ученики имели высшие оценки. Молодой пастырь отдавал все свои силы и знания новому послушанию.

Но наряду с видным подвигом служения ближним молодой иеромонах совершал и многие тайные подвиги. С момента монашеского пострига он уже никогда не ложился спать и совершал воистину всенощные бдения, очень строго постился, вкушая пищу один раз в сутки, а Великим Постом лишал себя и этой малости.

Путь преподобных отцов, который молодой иеромонах глубоко знал в теории, он с радостью проходил в своей повседневной жизни, стремительно восходя от силы в силу, получая благодать на благодать. Любовь ко Господу и ближним, упорным трудом, стеснением плоти приобрел он великое дерзновение в молитве к Богу, Его Пречистой Матери и всем святым Угодникам Божьим. Он был совершенно счастлив, ведь ранее он не мог и помыслить о таком полном единении с Господом! Его смирение и благородное сердце переполняло чувство безмерной благодарности ко Творцу за ниспосылаемые на него благодеяния. О, этот прекрасный преподобнический подвиг! Казалось, что благоговейный молодой иеромонах не только наилучшим образом был приуготовлен к нему, но просто создан для этого пути.
  Но Господь вновь готовил своему дивному избраннику новое назначение и иной путь.

Столь пречудный блаженный угодник Божий не мог укрыться в тихой обители среди милых ему сердцу студентов, но просиял во всей Сербской земле. Сам святой святитель Христов Николай (Велимирович) свидетельствовал о нем: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль, к отцу Иоанну». 

Благочестие, строгая монашеская жизнь, глубокие богословские знания, бесконечная преданность и любовь ко Господу возвысили молодого иеромонаха. В 1934 г. было принято решение посвятить его во епископа Шанхайского.

 На свою первую кафедру в Китай владыка Иоанн прибыл в канун праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, так же как в свое время преподобный Серафим прибыл на место своих подвигов в Саров. Святой Иоанн пламенным молитвенным духом был подобен Саровскому столпнику. Под конец земной жизни Владыки его часто сравнивали с преподобным Серафимом Саровским, всея России Чудотворцем.

По приезде в Шанхай рутинная, размеренная и полусонная жизнь его паствы закончилась. Не все пасомые и не сразу приняли нового Владыку. Но постепенно он наладил церковную жизнь, много новыхлюдей пришло в Церковь, во всех русских учебных заведениях стал преподаваться Закон Божий и регулярно служились молебны. Стали открываться многочисленные благотворительные организации для стариков, детей и инвалидов. Сегодня, когда по улицам больших городов бродят толпы обездоленных, измученных, бездомных людей, невольно задаешь себе вопрос: что было бы, если Чудотворец Иоанн Шанхайский оказался в современной России. Ответ очевиден: этот блаженный архиерей очень быстро навел бы порядок в городах и весях горячо любимой им Родины.

Книга "В помощь болящим"

Быстро завоеванный среди шанхайской паствы авторитет давалОбложка книги "В помощь болящим"
Обложка книги "В помощь болящим"
ся святителю Иоанну потом и кровью. Ежедневно он служил в храмах Шанхая и занимался управлением епархии, а по ночам навещал больных, немощных и томящихся в узах.

Как правило, его никто не приглашал, он сам знал, где находятся страждущие, больные и умирающие люди. В этой особенности Владыки сокрыта тайна: почему он так быстро, зачастую даже без призывания его имени, приходит на помощь всем страждущим, недугующим, попавшим в беду людям. Если все это он совершал в своей земной жизни, насколько он ближе и скорее спешит на помощь из Царствия Небесного! Он воистину скорый помощник – неотложная, скорая Небесная Помощь.

Сам Господь Бог открывал ему, кто нуждается в помощи или предсмертном напутствии. Известны случаи, когда среди ночи он приходил к внешне здоровым людям, будил их, исповедовал и приобщал Святых Тайн. На вопрос сопровождающих его, зачем нужна такая спешка, он отвечал: «Сегодня ночью этот человек должен умереть». Так все и происходило.

А сколько безнадежно больных он исцелил своей молитвой? Об этом уже не узнает никто, потому что все свои благодеяния и подвиги милосердия он творил тайно. Он мог молиться за умирающего всю ночь. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год он умолял Господа за каждую грешную душу, испрашивая людям время для покаяния, воспитания детей, упокоения стариков. В самых тяжких и безнадежных ситуациях он укреплял отчаявшихся, говоря, что жизнь человека не в руках врачей, но в руках Божьих.

Скольким людям угрожала нищета и голодная смерть на чужбине, но по его молитвам была дана работа и кров. В приюте, организованном святителем Иоанном, он прокормил, дал прекрасное воспитание и образование многим тысячам обездоленных детей, которые платили ему любовью и преданностью. Неимоверная духовная сила Владыки проявлялась в «материализации» его молитв: возводились новые здания для многочисленных благотворительных организаций, появлялись продукты питания, которые ежедневно подавались на стол приютян. Он воистину был Пастырь добрый, денно и нощно полагавший душу свою за овцы своя.

В конце 40-х годов ХХ века жизнь русских эмигрантов сильно изменилась. Новые китайские власти предложили всем иностранцам покинуть страну. Большая часть уехала из Китая в СССР, небольшая группа состоятельных людей перебралась в Западную Европу, Латинскую Америку, в США и Австралию. Около 5-6 тысяч неимущих русских беженцев, не желающих ехать в СССР, не имели средств для переезда в другие страны. Всех их святитель Иоанн вывез на Филиппины.

Как стало известно из опросов, проведенных Фондом Иоанна Чудотворца среди «шанхайцев», проживающих в наши дни в России, святитель Иоанн, как правило, не благословлял переездом его паствы в СССР из-за того, что люди в безбожной стране неизбежно теряли веру. И, наоборот, в тех немногочисленных случаях, когда он благословлял возвращение в Россию, он своими прозорливыми духовными очами видел на многие десятилетия вперед, что этот человек способен сохранить веру и не отпасть от Церкви.

На Филиппинах, на острове Тубабао, и русские беженцы, и местные туземцы невольно задавали себе евангельский вопрос: «Кто же он, что страшные тайфуны обходили остров стороной. Зная это, уже в наши дни многие из верных получают помощь и защиту от действия страшных природных стихий. Так было в США, России, Испании и на Кубе.

Отсутствие работы и средств к существованию не позволяли русским беженцам долгое время оставаться на острове, но обездоленные, бедные люди были не нужны. Ни одна страна не соглашалась принять их. И вновь святитель Иоанн пришел на помощь своей пастве. Он поехал в Вашингтон, добился встречи с помощником Президента США и убедил многих сенаторов. Его миссия, как и все, за что ни брался неутомимый архипастырь, завершилась полным успехом. Вся колония русских беженцев переселились в США, а сам святитель Христов Иоанн отправился к новому месту служения, в Западную Европу.

В Европе даже иноверное туземное население видело и открыто исповедовало святость русского архиепископа: говорили, что святитель Иоанн – настоящий архиерей Божий, наделенный Самим Господом необычайной духовной силой. Поэтому нередко французы, англичане, голландцы, немцы называли его святым. Как и в Шанхае, он врачевал безнадежно больных, обреченных на смерть людей, независимо от их вероисповедания и национальности. Он был Воплощенной Любовью и Милосердием Божьим к падшим и страждущим людям.

Сам же Владыка, как и в юности, стремился угождать лишь Единому Богу, совершая зачастую непонятные для окружающих поступки. Так, в Марселе панихиду об убиенном сербском короле Александре он служил прямо на улице, на месте совершения ужасного злодеяния. 

Храня уста, не произнося ни слова, он нередко необычным поведением вразумлял свою паству, обличая мнимым «безумием» безумие мира. 

Он возродил почитание многих европейских святых, прославленных до 1054 г. Единой еще тогда Церковью. Поощрял возрождение поместных православных церквей во Франции, Голландии, Испании и проведение служб на национальных языках. 

Но тучи постепенно сгущались над самим архиереем-Чудотворцем. Нападки на святителя Иоанна начались еще в Китае – пытались отравить, но Господь сохранил его. В Париже духовная дочь Владыки стала невольной свидетельницей того, как святитель Иоанн горько плакал в алтаре храма. Зависть и злоба лжебратий сказывалась все сильнее. После нового назначения в США нападки только усилились. В это время он писал духовным чадам в Европу: «Если услышите, что я умер, знайте, что меня убили». Он таял на глазах, бесконечные тяжбы и суд над праведником подорвали его силы.

Архиепископ Иоанн скончался 19.06/2.07. 1966 г. в Сиэтле (США) перед Одигитрией, Путеводительницей Русского зарубежья Курской-Коренной иконой Матери Божьей Знаменье.

Вскоре, после своей праведной кончины, святитель Иоанн явился одной из преданных ему духовных чад со словами: «Скажите народу: хотя я и умер, но я жив», - тем самым как бы приглашая всех страждущих прибегать к его помощи и небесному покровительству, как многие тысячи людей делали это при его земной жизни. Теперь его паства – это весь мир и, прежде всего, земля Русская. Нет таких болезней, скорбей и проблем, которые бы не врачевались и не решались этим дивным небесным помощником и покровителем.

Неисцелимые болезни, травмы, раковые заболевания, борьба со страстями, включая наркоманию. Помощь в семейных нуждах, решение бытовых вопросов, ходатайство перед власть имущими. Покровительство путешествующим, находящимся в экстремальных условиях. Чудесное хранение в зоне боевых действий не только отдельных солдат, но и крупных воинских соединений и даже авианосцев. Спасение людей, городов и целых стран от смертоносных бомбежек.

Пламенная любовь блаженного Иоанна Чудотворца к Богу и ближним дает ему великое дерзновение ходатайствовать пред Господом за всех призывающих его имя.

В 1994г. святитель Иоанн был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью за границей. Решение о прославлении Иоанна Чудотворца состоялось в присутствии Иверской Монреальской мироточивой иконы Матери Божьей, которая через три года после этого события покинула мир. Нетленные мощи святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца открыто почивают в Кафедральном соборе в г. Сан-Франциско (Калифорния, США).

По материалам Института Агиографии